Иван Душарин. Перелет в холод. Дневник. Часть 1

01.12.2012

Мы в Испании. Все бы хорошо, но нам придется ждать следующего перелета более 11 часов. Макс мудро взял с собой надувной матрас, и мы по очереди поспали прямо на полу аэропорта. Это было хорошо и правильно, особенно для меня, я уже много дней недосыпаю. Наконец, вылетаем в Сантьяго. 13 часов 25 минут непрерывного полета. Улетаем по факту уже 2 декабря ночью и прилетаем тоже 2 декабря, но утром. Мы летим в сторону вращения земли и таким образом догоняем время.

02.12.2012

Перелет до Пунта-Аренас проходит «спокойно». Самолет часто бросает в разных направлениях. Мы летим вблизи Тихого океана, почти вдоль горного побережья, поэтому возникают воздушные потоки большой силы. Мы реально в зоне ревущих сороковых широт.

Пунта-Аренас. Нас встречает Люда, она улетела на двое суток раньше, чтобы решить организационные вопросы экспедиции. Команда опять в сборе, проект продолжается. Макс посчитал, что мы были в пути практически 49 часов, т.е. более двух суток. Мы находимся на другой стороне планеты. Какой это кайф — помыться в душе и лечь в постель, принять нормальное горизонтальное положение. Тело уже измучилось сидеть в креслах, и я сразу провалился в сон, хотя на родине, в России, только начинался день.

03.12.2012

Все собираемся на завтраке. Сегодня много дел, нужно подготовиться к перелету на материк под названием Антарктида. Идем в город, на улице явно не жарко, чувствуется близость Южного полюса. Он хоть и Южный, но все же полюс. Городок интересный, заметно много людей индейского происхождения. Посещаем магазины, закупаем необходимые мелочи, продукты. Там, в снегах Антарктиды, уже ничего не купишь, не найдешь.

04.12.2012.

День прошел в подготовке к вылету на Антарктиду.

05.12. 2012. ПЕРЕЛЕТ

В 9:00 собрались в холле гостиницы. Последние уточнения, команды, рекомендации. Подаются два больших автобуса, мы загружаемся. Едем по берегу Магелланова пролива, виден противоположный берег -это уже острова Огненной Земли. Через 40 минут мы в аэропорту Пунта-Аренас. Здесь специально удлинили взлетную полосу, чтобы самолет ИЛ-76 советского производства мог набрать достаточную скорость для взлета. Пока только ИЛ-76 с российским экипажем способен осуществлять перелет из Пунта-Аренас до лагеря в Антарктиде с приземлением на лед. Общая протяженность полета — 3076 км, более 4 часов в воздухе.

Самолет громаден. Посадка осуществляется по трапу в виде простой лестницы, борт все же не пассажирский. Пассажиры одеты в теплую одежду и высотные ботинки, как рекомендовали гиды и рейнджеры. Волнуемся все. Летим в неизвестное и пока для большинства непонятное место. Мне вся обстановка внутри самолета напомнила дни службы в ВДВ. Мы совершали боевые прыжки с АН-12, оснащение внутри которого очень похоже на внутренность ИЛа, везущего нас в Антарктиду. Думаю, мало кому приходилось видеть грузовой самолет изнутри. ИЛ-76 — машина особая. Она спроектирована просто и надежно на базе механики, никакой электроники. Устройства внутри — балки, тросы, рычаги, хомуты. Все это сработает в любых условиях: в холоде, в жаре, в воде. Да, где угодно. Именно поэтому в Антарктиду летает наша, российская, надежная машинка.

Рев двигателей, взлет мягкий, незаметный. Постепенно внутри становиться теплее, и в какой то момент даже жарко. Народ снимает антарктическое обмундирование. Сложнее всего с обувью. Она высотная, утепленная, и приходится терпеть. Рейнджеры разносят по салону питье, бутерброды. Все скромно, но необходимо, потому что полет длится более 4-х часов.

Пытаемся смотреть в иллюминаторы, их всего несколько штук — внизу сплошное белое бесконечное пространство, даже не очень понятно, это облака или снег. Весь экипаж самолета — русские летчики, российские мужики, охотно общались с нами, русскими пассажирами этого рейса.

Приземляемся достаточно жестко, чувствуется, что это не классический ухоженный аэродром, а твердая ледяная поверхность.
Выходим из самолета. Резкий, холодный ветер, сразу чувствуется — это Антарктида.

С большим трудом, под напором ветра, по голому льду добираемся до снега. На снегу почувствовали себя увереннее, но суровый антарктический холод с первых минут проникает внутрь всего организма.
Люда, уже бывавшая здесь и понимающая весь процесс, торопит нас и ведет к микроавтобусу на мощных колесах: «Забирайтесь в автобус, иначе будем долго ждать отправки в базовый лагерь. В автобусах всего по 16 мест, и всех вывозят постепенно».  Мы забрались в микроавтобус, хотя по габаритам и размеру колес его микроавтобусом назвать сложно. Мега-автобус наполнился быстро, и мы помчали по накатанной в снегу дороге, маркированной флажками. Промелькнул дорожный знак ограничения скорости в 30 км. Это для прикола? Надеюсь, здесь нет гаишников и полицейских. Через 30 минут мы прибыли в Базовый лагерь «Union glecher».

Нас встречают, знакомят с основными правилами пребывания на материке и в лагере. Главное  - соблюдение требований экологии. Нигде ничего нельзя оставлять, в том числе и собственные отходы, все вывозится на Большую землю, абсолютно все. Затем идем в большую палатку — ангар, где обедаем. Обед плотный, блюда разнообразные . Все очень демократично. Сразу после обеда объявляется график переброски участников к местам их дальнейших действий на небольших самолетиках, предназначенных для полетов внутри материка. Существует три материковых программы: восхождение на высшую точку — пик Винсона, «последний градус» — высадка участников за 110 км до Южного полюса с самостоятельным достижением Полюса на лыжах, и перелет до Южного полюса с «посещением Южного полюса».

Нам же объявляют, что сегодня полетов нет, и мы ночуем здесь, на территории базы (условно «ночуем», поскольку солнце с горизонта не уходит). Ставим палатки на ровном снегу Антарктиды.
Немного освоились, привыкаем к температуре. Вот уже и холод не кажется таким жутким, ну -10…-15 градусов, правда, на солнце — в тени гораздо холоднее. Но вот руки, когда что-то приходится делать без перчаток, прихватывает быстро, и их постоянно надо отогревать.

Первая ночь в Антарктиде. Виды вокруг великолепные. Нас окружают ближние и дальние горы. Они настоящие, серьезные. Солнце невероятно яркое, снег чистейший. Непривычно солнце движется против часовой стрелки (наоборот, по сравнению с Северным полушарием) и не уходит за горизонт. Светло всегда, можно читать книгу круглые сутки, фонари не нужны, да мы и оставили их в Пунта-Аренасе.

06.12.2012. Перелет под Винсон.

Наши приготовленные баулы со снаряжением, питанием, горючкой (бензином) забрали и увезли на мотосанях с прицепом в виде корыта, к маленькому самолету. Внутри примерно 20 мест.

Бескрайние просторы белого снежного моря, и как острова  в океане — горы. Острова гор масштабны, но они теряются в белом пространстве. Миллиарды и миллиарды тонн снега и льда до горизонта и за ним.
30 минут полета — впереди горы. Это и есть район массива Винсона. Быстрая выгрузка, и мы в горах. Ставим палатки, начинается полностью автономная жизнь. Здесь пока приемлемый туалет, дальше все нужно осуществлять в специально выданные пакетики, и возвращать на большую землю, т.е. все свое возить (носить) с собой. Это одна из особенностей путешествия в Антарктиде.

Сегодня пойти выше нам не удается. Рейнджеры не торопятся нас регистрировать и выдавать обязательные пакеты. Значит, живем до завтра здесь, в Базовом лагере Винсона. Мы находимся на высоте 2800 м. До вершины еще более 2000 м по вертикали. Впереди массив Винсона, за нами бескрайние просторы гор и снегов Антарктиды. Готовим ужин и ложимся спать, хотя понятие ночи здесь и отсутствует.

07.12.2012

Готовимся к переходу. Планируем пройти сразу два перехода, чтобы оказаться в лагере, откуда возможен переход непосредственно в штурмовой лагерь. В 9:00 проходит брифинг и выдача долгожданных пакетов. Все формальности соблюдены, можно выходить. Впрягаемся в сани с грузом и движемся по тропе вверх. Переход с полным грузом, необходимым для автономного проживания в антарктических условиях, как минимум на семь дней, а при необходимости чтобы можно было продержаться и 12. В этих краях все зависит не только от тебя, но, в первую очередь, от погоды. Поэтому продуктами и горючим запасаемся с избытком. По пути движения возможны трещины, поэтому на нас обвязка, кошки, веревки. Все как положено. По своей сути Антарктида — гигантский ледник, и трещины могут быть в любом месте, это подтверждается печальной статистикой. В районе Базы в трещины проваливались даже тракторы.

Медленно, но упорно движемся по тропе в связках с тяжелым грузом, все это очень напоминает восхождение на Мак-Кинли на Аляске. Отличительной чертой сегодняшнего перехода является холод, на Аляске было чуть теплее. И так, напрягаясь с короткими перерывами на отдых, мы продвигаемся к цели. Долго отдыхать не позволяет все тот же холод. В движении он не чувствуется, но как только ты остановился, холод мгновенно захватывает тело. Восемь часов почти непрерывного движения — и мы добираемся до Лагеря. Временами казалось, что уже не дойдем, хотелось за каждым провалом или поворотом увидеть палатки. Наконец, мы дошли. По высоте набрали около 600 м, но по расстоянию более 9 км. Выработались серьезно, прошли двойной переход.

Поставили палатки, организовали лагерь, сегодня нужно пораньше отужинать и отдыхать. Завтра снова тяжелый день, нам предстоит провести заброску на высоту 3800 м с одновременной акклиматизацией.

Лагерь располагается в красивом месте, справа по ходу стена массива Винсона, влево уходит склон, образующий гребень, впереди великолепная, огромная стена какой-то вершины. Где наш маршрут, пока не очень понятно, мы как бы заперты в ущелье, выход только назад. Завтра разберемся.

Условия восхождения здесь непривычные. Дело в том, что нормально функционировать в Антарктиде можно, когда светит солнце. А в тени ну очень холодно, разница температур достигает 20 и более градусов. Солнце в нашем ущелье уходит за склон массива с 2:00 до 11:00, т.е. в это время мы должны спать, поэтому завтрашний выход начнется в 13:00.

08.12.2012

Подготовились и пошли на заброску и акклиматизацию. Мы вышли первыми из лагеря и двигались спокойным темпом. Но к концу тропы нас нагнала группа новозеландских альпинистов, Люда пропустили их вперед, предполагая, что это сильная команда, и мы будем сдерживать ее движение.

Тропа закончилась, перед нами крутой снежный склон, уходящий в бесконечность. Нам предстоит набрать по высоте более километра. Группа новозеландцев начала подъем, мы, выдержав паузу, тоже. Через короткий промежуток времени упираемся в группу. По тропе двигались хорошо, а на склоне явно нам уступают. Гид все это видит, но группа быстрее двигаться не может. Мы проявляет терпение и отдыхаем, обойти новозеландцев невозможно до места отдыха. Через пять веревок мы их все-таки обходим. Темп движения не увеличили, но уверенно, хотя и с большим трудом, дошли до штурмового лагеря. Весь подъем проходит по фиксированной перильной веревке, которая закреплена так, чтобы можно было использовать на подъеме жумара. С каждым шагом все шире открывается горизонт, и в поле зрения попадают все новые вершины и просторы, здорово! Больше семи часов напряженной работы — и мы дошли до 3800 м. Стало заметно холоднее, чем в нижнем лагере. Приходим в себя, отдыхаем, пьем чай, ставим палатки, складываем груз и начинаем спуск. В это время поднимается небольшая группа, но уже другая. Значит, новозеландцам сил не хватило, груз оставили на склоне и ушли вниз. На спуске на одной из площадок действительно увидели оставленный груз. Первый тяжелый этап восхождения закончен, мы мощно отработали два дня, нужен отдых, восстановление сил.

Продолжение следует…

Комментарии

Иван Душарин. Перелет в холод. Дневник. Часть 1: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: